Правительство Москвы готовит новый запрет на въезд в центр. Теперь для легковушек с «грязными» двигателями
Подобные законы не новость для европ ейских мегаполисов. Например, в немецком Мюнхене уже давно проблематично перемещаться на стареньком «грязном» авто. Если заедете в центр, получите штраф. И это вовсе не чей-то каприз, а жизненная необходимость. Автомобили — главный виновник тяжелой экологической ситуации в городах.
Каждую миллисекунду их двигатели внутреннего сгорания отравляют воздух ядовитым букетом из канцерогенов и токсичных веществ — угарный газ, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензипрен… Особенно опасны оксиды азота — в десять раз вреднее, чем угарный газ. Медики доказали, выхлопные газы — причина дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака лёгких, атеросклероза сосудов головного мозга, различных нарушений сердечно-сосудистой системы. Считается, что из-за плохой экологии жизнь среднестатистического человека сокращается на пять лет. Плюс серьезный вклад авто в глобальное изменение климата.
Но не расстраивайтесь, цивилизованное решение проблемы уже найдено. И для этого не нужно «отказаться от авто (компьютеров, отопления и так далее) и уйти жить во влажные экваториальные леса». Подобные призывы пусть остаются на совести экологов-радикалов.
Реально помогут упомянутые выше автомобильные стандарты семейства Евро. Самый свежий стандарт Евро-5, что действует с 1 января 2011 года на территории Евросоюза, требует от автоконцернов снижения вредных выбросов в выхлопных газах более чем на 90%.
История «Евро»
Все началось в далеком 1992-м году, когда из-за крайне неблагоприятной экологической обстановки пришлось срочно искать «лекарство» от вездесущего запаха бензина. Тогда и был принят Евро-1. В 1995-м его заменили на Евро-2. Потом появился Евро-3, 4 и 5. Сегодня к выпуску в 2015-м готовится Евро-6.
На данный момент Евро-1 «действует» лишь в небогатых странах Африки и Азии. А в самых-самых бедных — мифический Евро-0. То есть вообще никаких норм. Европа с 1 января 2011 ездит на Евро-5 и готовится к переходу на Евро-6. В России действует Евро-3 — ввезти авто ниже этого стандарта уже нельзя, таможня просто не выдаст ПТС.
Технологии на страже экологии
Однако по мановению шариковой ручки автомобили не станут «чище» — нужны современные технологии. Сегодня для снижения вредных выбросов применяются в основном две системы — избирательной каталитической нейтрализации (SCR) и рециркуляции отработавших газов (EGR). SCR создает условия для более эффективного сгорания топлива — снижаются вредные выбросы и экономится горючее. Для снижения выбросов оксидов азота в выхлопные газы впрыскивается специальное вещество AdBlue — аммиачный заменитель мочевины. Далее смесь поступает в каталитический нейтрализатор, где оксиды азота разлагаются на безвредные азот и водяной пар.
Двигатели с системой EGR функционируют при более низкой температуре сгорания топлива. Что снижает количество оксидов азота в выхлопных газах. Хотя при этом порождается больше других вредных частиц. Однако все они эффективно отсеиваются в специальном фильтре для твердых частиц DPF.
Кстати, нормам Евро соответствуют не только дорогие иномарки. Даже «Автоваз» предлагает новые «Калины», «Приоры», «Нивы» и прочие Лады уровня Евро-5. Правда, только на экспорт. Во внутренний рынок уходят авто, соответствующие Евро-3.
А бензин?
Безусловно, Евро требует не только «чистых» двигателей от автоконцернов, но и «чистого» топлива от нефтяников. С топливом за рубежом, естественно, полный порядок. А в России только-только началась рекламная компания «Лукойл». Их «Экто-Дизель», соответствующий нормам Евро-5, уже можно купить на фирменных заправках. Роснефть же обещает к 2015 году и вовсе отказаться от производства топлива уровня ниже Евро-5.
«Российские автовладельцы должны помнить, что экологичные двигатели иномарок рассчитаны на качественное топливо. Две-три заправки „левым“ бензином на „серой“ российской заправке, и дорогой EGR полетел», — предостерегает технический специалист автотехцентра Hybrids.ru Владимир Когут
Однако в мае этого года правительство предложило отложить запрет на топливо уровня Евро-2 (стандарт пятнадцатилетней давности), потому что «производители не справляются». Во время недавнего заседания комиссии по модернизации экономики президент Медведев раскритиковал задержку: «Уже сейчас во многих городах страны ситуация очень тяжелая, летом просто дышать невозможно… Это очень важная проблема и для развития экономики, и для экологической ситуации в стране… Мы должны видеть перспективу, а не откладывать это каждый раз на потом, тем более что все страны это делают». В ответ министр энергетики Сергей Шматко пообещал к 2014-му году перейти на Евро-4. К 2015-му — на Евро-5. Кстати, переход на следующий экологический уровень отложили также в Украине и Казахстане.
Европа и Евро
Евросоюз готовится к Евро-6. На шестую версию возлагают большие надежды — предполагается, что он поможет унифицировать автомобильные экостандарты большинства стран. Особенно с США и Японией, где есть свои стандарты Postl NLT и EPA 10. Международный статус Евро-6 должен существенно облегчить работу автопрома.
Если соберетесь в Европу на автомобиле, будьте внимательны: на старом авто могут не пустить. Европейские таможенники обращают пристальное внимание на год выпуска машины. Если автомобиль слишком старый, могут загнать в бокс и протестировать выхлоп на «чистоту». Поэтому чтобы не заработать проблемы на границе, нужно заранее узнать экологический класс авто — его указывают в новых ПТС. Или же эту информацию можно уточнить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологи. Введите в строке поиска марку, тип или VIN-код Вашего авто. В результатах ищите графу «экологический класс».
«Если экологический класс автомобиля ниже уровня Евро-3, следует заблаговременно обратиться в центр по установке систем фильтрации выхлопных газов, — объясняет специалист автотехцентра „Выхлоп инжиниринг“ Александр Статов. — Далее нужно будет провести сертификацию авто на соответствие евростандарту. В крупных российских городах такие услуги предоставляет большое количество фирм».
Москва и Евро
Московские власти планируют ограничить въезд в центральную часть города автомобилям, не соответствующим Евро-4. Такие идеи изложены в законопроекте «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях», о котором недавно рассказал руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Проверять авто на «чистоту» будут автоматически с помощью специальных датчиков, тестирующих выхлоп. В общем, с учетом неблагоприятной экологической ситуации такой запрет не кажется слишком уж драконовским. Ежегодно в воздух Москвы поступает около 1,1 миллиона тонн загрязняющих веществ, 83% из которых — выхлопные газы. Глядишь, примут новый закон — дышать в столице станет легче.
***
Как самостоятельно проверить авто на соответствие нормам Евро советует пользователь v2x в автомобильном форуме av.by:
«Наклоняешься поближе к глушаку (важно чтоб расстояние от носа до трубы было не более 1–2 сантиметров), просишь хозяина резко газануть до 4–5 тысяч оборотов и делаешь резкий глубокий вдох. Если лицо не обгорело и в течение пяти минут общее состояние организма в норме, то 100% — Евро-4. А вот если лицо подгорело и почувствовал симптомы отравления угарным газом (резко захочется прилечь прямо возле глушака и вздремнуть хоть часок), то тогда может и Евро-3. А если при этой операции ты очнешься через пару часов, не обнаружив вокруг хозяина с машиной (а может и кошелька), то не парься, скорее всего, это был Евро-2».
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.