На этой неделе в России хотят ввести в действие новый ГОСТ, согласно которому производителям запретят называть «Ессентуками», «Нарзаном» и другими известными марками воду, добытую не из одноименных месторождений. Однако большинство производителей не согласны с этим требованием. Ведь те же «Ессентуки» почти на 70% разливаются в совершенно других местах
Помните, как несколько лет назад под эгидой борьбы с некачественными минеральными водами с российских прилавков пропала вода «Боржоми» и другие грузинские минеральные воды? Не будем сейчас поминать всуе истинные причины заботы о народных желудках со стороны ведомства господина Онищенко. Суть не в этом. После «пропажи» минералки, не соответствующей «санитарным нормам» на прилавки отечественных магазинов хлынули искрящимся потоком своеобразные «аналоги». Вроде и бутылка такая, и наклейка, название похоже, а всё одно – не то. Что характерно, против аналогов, – а ведь наверняка и состав вод повторявших, – господин Онищенко не возмущался. Но то дело прошлое.
Были судебные иски от производителя «оригинала» к российским «пиратам», вроде бы как-то дело утрясли. Но в связи с этим возник закономерный вопрос: вот, положим, есть вода «Ессентуки». Понятное дело, что разливать её должны как бы в этом самом городе Ессентуки. Но почему же «родом» она оказывается из Москвы или Подмосковья? Такая же история с «Нарзаном» и другими известными названиями, которые разливают где угодно.
И вот, похоже, данной проблеме хотят найти подходящее решение: на этой неделе в России хотят ввести в действие новый ГОСТ, согласно которому производителям запретят называть «Ессентуками», «Нарзаном» и другими известными марками воду, добытую не из одноименных месторождений. Однако большинство производителей не согласны с этим требованием. Ведь те же «Ессентуки» почти на 70% разливаются в совершенно других местах.
Дикие времена, когда знаменитые минеральные воды готовили в кустарных условиях, смешивая соль, соду и воду из под крана в эмалированном ведре практически миновали. Эксперты рынка считают, что на сегодняшний день производителей, ставивших под угрозу здоровье людей, практически нет в природе. Вернее фальсификат, изготавливаемый ими, занимает на прилавках не больше 10 процентов, – пишет «Российская газета». Однако те, кто легально работает на отечественном рынке бутилированной, в том числе и минеральной воды, признаются, что тоже, мол, используют вовсе не воду из источников, а обычную очищенную водопроводную воду, искусственно обогащённую микроэлементами. А производителей в России, занимающихся изготовлением и продажей воды, работает несколько десятков более-менее крупных компаний, плюс многочисленные региональные фирмы. Обвинять их в том, что в бутылках плещется вовсе не обещанный «Нарзан», а жидкость из систем муниципального водоснабжения, не стоит: действующие в стране СанПиНы, устанавливающие требования к безопасности бутилированной воды, позволяют прибегать к услугам городского водопровода. Но одно дело вода для утоления жажды и совсем другое – минеральная вода, используемая в лечебных целях.
Согласно проекту нового ГОСТа к минеральным водам не относятся смеси подземных вод из разных водоносных горизонтов с разными условиями формирования и искусственно подготовленные воды. С этим требованием производители согласны. Но есть в документе и позиция, вызывающая споры и недовольство: наименование минеральной воды может соответствовать современному или историческому названию места ее происхождения, может носить имя месторождения или его источников либо должно быть придуманным.
Напомним, только 30% тех же «Ессентуков», представленных в самом широчайшем ассортименте в отечественных магазинах, разливаются из «родных» скважин. Остальные 70% воды под этим брэндом имеют происхождение из Нагутского месторождения. Президент Евразийского альянса бутилированных вод Вадим Алтаев считает, что в этой ситуации нет ничего криминального:
- Воды близки по химическому составу, а значит, и по своим лечебным свойствам.
На это вполне можно возразить практически фразой из армянского анекдота: «Ви нэ скажэтэ, почэму армянский коньяк в Армэнии так отличается от армянского коньяка в Москвэ?»
К такому же способу производства прибегают и производители вод под брэндами «Нарзан», «Новотерская» и «Славяновская». Кстати, раз уж речь велась о «Ессентуках», то в том же реестре Роспотребнадзора имеется несколько десятков производителей воды под этим брэндом, пользующихся при этом Нагутским месторождением.
Чем «грозит» новый ГОСТ потребителю – понятно: хотя бы станет понятно откуда именно добыли эту воду. По большому счёту все давно смирились с тем, что как бы настоящая минеральная вода бывает только на самом курорте, а то, что разлито по бутылкам – так, водичка для утоления жажды с привкусом, «идентичным натуральному». Производители же хватаются за голову, ведь до сих пор нет единых стандартов по качеству бутилированной воды. Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, ответственный за техрегламент по минеральным и столовым водам, готовит документ ко второму чтению, но когда оно состоится никому не известно.
Комментарии (1):